Документы 2024-2025 учебного года
Рабочие программы
Образование
-
Реализуемые уровни образования — дополнительное образование
-
Форма обучения — очная
-
Нормативные сроки обучения
- фортепиано — срок обучения 8 (9) лет;
- струнные инструменты (скрипка) — срок обучения 8 (9) лет;
- народные инструменты (гитара, баян, аккордеон, балалайка, домра) — срок обучения 8 (9) лет;
- духовые инструменты (флейта), ударные инструменты — срок обучения 8 (9) лет);
- живопись — срок обучения 5 (6) лет;
-
Описание образовательной программы с приложением ее копии
Образовательная программа Школы разработана на основе типовых дополнительных программ по видам деятельности в области искусств, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», учебным планом, с учетом специфики обучения в «Детской школе искусств г. Владивостока». Программы рассчитаны на обучающихся с разными способностями. Образовательные программы по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств разработаны школой самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ, а также срокам их реализации (ФГТ).
Цели и задачи обучения:
- развитие творческих способностей учащихся со средними данными (в рамках образовательного процесса);
- создание условий обучения способным и одаренным детям для наиболее полной реализации способностей ученика;
- овладение необходимым минимумом знаний, исполнительских умений и навыков;
- повышение мотивации обучения через участие в конкурсах, фестивалях;
- профессиональная направленность обучающихся.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложением)
5. Информация об Учебных планах
1. В основе составления учебного плана используются:
- Учебные планы, разработанные школой самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ, а также срокам их реализации (ФГТ).
2. Структура и содержание учебных планов ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения, обеспечивают разностороннюю и качественную подготовку учащихся, позволяют применять на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода, состоят из двух частей – инвариантной и вариантной. Комплекс предметов и объем часов, предложенных в инвариантной части учебного плана, определяет полноту и интенсивность образовательного курса, что позволяет решать не только задачи выявления творческих способностей учащегося, но и сформировать навыки учебной деятельности, обеспечить овладение минимумом знаний, умений и навыков.
3. Все учащиеся школы в неделю посещают от 4 до 6 групповых занятий в зависимости от класса и срока обучения.
4. В сетку часов по дополнительным образовательным программам включен перечень предметов по выбору, назначение которых состоит в получении учащимися важных практических навыков (свободного владения музыкальными инструментами, умения играть в ансамбле, аккомпанировать, применять при музицировании теоретические знания, развитие творческих навыков).
6. Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)
Музыкальное отделение.
Образовательные дисциплины:
Музыкальный инструмент.
Форма индивидуальных занятий создает условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, объективной оценки и его возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т. д.). В повседневной работе в классе по специальности прививается учащимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывается их вкус на лучших образцах народной музыки, русских и зарубежных классиков, произведениях современных отечественных и зарубежных композиторов.
Сольфеджио.
На уроках сольфеджио развиваются музыкальные данные (слух, память, ритм), происходит знакомство с теоретическими основами музыкального искусства, выявляются и развиваются творческие задатки учащихся, прививается любовь к классической и зарубежной музыке.
Музыкальная литература.
Этот предмет способствует расширению музыкального кругозора учащихся, развитию у них способности понимать художественную красоту музыки и, тем самым, стимулировать стремление воспроизводить прекрасное, развитию музыкального мышления памяти, хорошего музыкального вкуса. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся.
Развитие творческих навыков (музицирование).
Этот предмет (как один из компонентов урока по специальности) предполагает чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизацию.
Чтение с листа: Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа. Подбирается материал постепенно возрастающей трудности. Свободному чтению нотного текста сопутствует процесс развития внутренних слуховых представлений.
Коллективное музицирование:
Оркестр.
Занятия в оркестре начинаются с третьего класса, когда дети уже имеют навыки ансамблевой игры. Основной формой обучения являются общеоркестровые занятия. Предусматривается также обучение индивидуальное и по отдельным (партиям) группам.
Хоровой класс
Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Ансамбль.
Программа направлена на формирование и развитие умений коллективного инструментального музицирования с детьми, владеющими начальными навыками игры на музыкальных инструментах. Коллективное инструментальное музицирование — одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе.
Общий инструмент.
Обучение осуществляется в индивидуальном порядке. Успехи в освоении инструмента зависят от индивидуальных способностей учащихся. В основном вся работа над репертуаром и техническим развитием ведется на уроке, так как у учащихся, в основном, нет дома инструмента (с которым происходит ознакомление).
Концертмейстерский класс.
Как самостоятельный предмет аккомпанемент вводится в 7 классе. Приобретению концертмейстерских навыков предшествует игра в ансамбле, а далее идет кропотливая работа, требующая строгой систематизации учебного материала с постепенным усложнением фортепианного сопровождения.
Художественное отделение.
Рисунок.
Задача курса «рисунок» заключается в том, чтобы привить учащимся основы изобразительной грамоты. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, дает учащимся необходимые теоретические знания и практические навыки.
Живопись.
Первоочередной задачей курса «живопись» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветовых отношений. Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Композиция.
Основная задача курса «композиция» — дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.
Пленэр.
Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской школе искусств и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
На пленэре дети осваивают профессиональные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.
История изобразительного искусства.
Цели и задачи учебного предмета формулируются с учетом федеральных государственных требований, определяющих направленность образовательной программы, а именно: создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
7. Годовой календарный учебный график МБУДО «ДШИ №4 г. Владивостока» на 2024-2025 учебный год
1. Начало учебного года 01.09.2024г., окончание:
на музыкальном отделении 31.05.2025г.,
на художественном отделении 31.05.2025г.
Пленэр с 02.06.2025 по 14.06.2025 - I - IV классы (художественное отделение)
2. Длительность учебного года 39 недель, в выпускном классе 40 недель, продолжительность учебных занятий на музыкальном отделении:
I класс - 32 недели;
II-VIII классы – 33 недели;
на художественном отделении:
I-V классы - 33 недели.
I четверть |
02.09.2024 – 26.10.2024 |
(8 недель) |
Каникулы |
27.10.2024 – 04.11.2024 |
(1 неделя) |
II четверть |
05.11.2024 – 28.12.2024 |
(8 недель) |
Каникулы |
20.12.2024 – 12.01.2025 |
(2 недели) |
III четверть |
13.01.2025 – 22.03.2025 |
(10 недель) |
Каникулы |
23.03.2025 – 30.03.2025 |
(1 неделя) |
IV четверть |
31.03.2025 – 31.05.2025 |
(9 недель) |
Каникулы |
01.06.2025 – 31.08.2025 |
(13 недель) |
Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов (музыкальное отделение) - 19.02.2025 – 25.02.2025 (1 неделя).
3. Периоды проведения зачетных недель и аттестаций учащихся
На музыкальном отделении:
I четверть с 14.10.2024 по 25.10.2024: |
I класс - контрольный урок, II–VII классы – технический зачёт |
II четверть с 16.12.2024 по 27.12.2024: |
II–VII классы - академический концерт |
III четверть с 17.02.2025 по 07.03.2025: |
I класс – прослушивание, II–VII классы – технический зачёт |
IV четверть с 12.05.2025 по 26.05.2025: с 19.05.2025 по 27.05.2025: |
VIII класс - итоговая аттестация II–VII классы - промежуточная аттестация |
На художественном отделении:
I четверть 25.10.2024: |
I- V классы просмотр работ. |
II четверть 25.12.2024: |
I- V классы просмотр работ. |
III четверть 21.03.2025: |
I- V классы просмотр работ. |
IV четверть с 15.05.2025 по 30.05.2025: с 22.05.20254 по 30.05.2025: |
I- IV классы промежуточная аттестация V класс - итоговая аттестация. |
8. Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса:
1. Правила внутреннего распорядка для обучающихся
5. Положение о поощрениях и взысканиях обучающихся
6. Положение о порядке перевода, отчисления и восстановления обучающихся
7. Положение о Педагогическом совете
8. Положение о критериях оценки успеваемости обучающихся
9. Перечень предметов итоговой аттестации предпрофессиональных общеобразовательных программ МБУДО «ДШИ №4 г.Владивостока».
Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись»
предмет |
итоговая аттестация (по полугодиям) |
Рисунок |
10 (5 класс) |
Живопись |
10 (5 класс) |
Композиция станковая |
10 (5 класс) |
Композиция прикладная |
10 (5 класс) |
Беседы об искусстве |
2 (1 класс) |
История изобразительного искусства |
10 (5 класс) |
Пленэр |
10 (5 класс) |
Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано»
предмет |
итоговая аттестация (по полугодиям) |
Специальность и чтение с листа |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Ансамбль |
14 (7 класс) |
Концертмейстерский класс |
15 (8 класс) |
Хоровой класс |
16 (8 класс) |
Сольфеджио |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Слушание музыки |
6 (3 класс) |
Музыкальная литература |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Ритмика |
6 (3 класс) |
Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Струнные инструменты»;
Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Духовые и ударные инструменты»:
предмет |
итоговая аттестация (по полугодиям) |
Специальность |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Ансамбль |
16 (8 класс) |
Общее фортепиано |
16 (8 класс) |
Хоровой класс |
16 (8 класс) |
Сольфеджио |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Слушание музыки |
6 (3 класс) |
Музыкальная литература |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Ритмика |
6 (3 класс) |
Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Народные инструменты»:
предмет |
итоговая аттестация (по полугодиям) |
Специальность |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Ансамбль |
16 (8 класс) |
Общее фортепиано |
16 (8 класс) |
Хоровой класс |
6 (3 класс) |
Сольфеджио |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Слушание музыки |
6 (3 класс) |
Музыкальная литература |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Музыкальный театр |
6 (3 класс) |
Оркестр |
16 (8 класс) |
Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Хоровое пение»
предмет |
итоговая аттестация (по полугодиям) |
Хоровой класс |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Фортепиано |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Сольфеджио |
16 (8 класс) выпускной экзамен |
Слушание музыки |
6 (3 класс) |
Музыкальная литература |
16 (8 класс) |
Ритмика |
6 (3 класс) |
Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой
-Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано»
Предметы: специальность и чтение с листа, ритмика, слушание музыки, хоровой класс, сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, концертмейстерский класс
-Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Духовые и ударные инструменты» (флейта)
Предметы: специальность, ритмика, слушание музыки, хоровой класс, сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль.
-Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Струнные инструменты» (скрипка)
Предметы: специальность, ритмика, слушание музыки, хоровой класс, сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, коллективное музицирование.
-Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Хоровое пение»
Предметы: фортепиано, ритмика, слушание музыки, хоровой класс, сольфеджио, музыкальная литература, постановка голоса, вокальный ансамбль.
-Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Народные инструменты» (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара)
Предметы: специальность, ритмика, слушание музыки, хоровой класс, сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, оркестр.
-Предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись»
Предметы: рисунок, живопись, композиция станковая, композиция прикладная, беседы об искусстве, история изобразительного искусства, пленэр.
10. О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – нет
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований Приморского края – нет
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований Владивостокского городского округа – 390 человек, в том числе 69 человек - программа "Фортепиано"; 60 человек - программа "Народные инструменты"; 32 человека - программа "Хоровое пение"; 21 человек -программа "Струнные инструменты"; 18 человек - программа "Духовые и ударные инструменты"; 190 человек- программа "Живопись".
Средняя за год численность обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам об образовании за счет средств физических лиц – 172 человека, в том числе; 133 человека - группы общеэстетического развития детей (художественное направление); 39 человек - группы общеэстетического развития детей (музыкальное направление)
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами - нет.
11. Язык, на котором осуществляется образование (обучение) — русский (Положение о языке образования)